Одиночество в сети

На часах — 3 часа ночи, а это значит, что спать мне осталось шесть с половиной часов, но вместо этого я сижу с ноутбуком в компании шоколадного мороженого. Всё потому, что я только что дочитала «Одиночество в Сети», и впечатления от книги не дают мне уснуть.

Я никогда не перечитаю эту потрясающую историю — пожалуй, лучший роман современности. Никогда. Эта книга не из тех, к которым хочется возвращаться, в атмосферу которых хочет ускользнуть от реальности. Она — как «100 лет одиночества» или «Невыносимая лёгкость бытия». Шедевр, к которому прикоснёшься лишь однажды и который никогда не забудешь.

Знаете, какие именно мысли не давали мне уснуть? Я читала книгу, зная, каким будет конец. Он мне понравился. Трагический — а значит, хороший. Лучшие истории любви должны заканчиваться смертью, и «Одиночество в сети» это подтверждает — трижды.

Наверно, это очень цинично. И жестоко. Но это правда.

Смерть одного из влюблённых — лучший конец для так называемой «настоящей любви». Той самой любви, которая — «смятение чувств, волнение крови», которая — тебя бросает то в жар, то в холод, которая — бабочки в животе, которая — «видишь его, и уже вся мокренькая», которая — с первого взгляда. Ромео и Джульетта, Эсмеральдо и Квазимодо, Тристан и Изольда… Нужно закончить историю в правильный момент, оборвать песню до того, как охрипнет голос. Уйти с ринга непобеждённым. Если один из влюблённых выживет, это тоже неплохой вариант. Он пронесёт светлый образ через всю жизнь — как Якуб сберёг образ Натальи, — а память сохранит лишь самые прекрасные моменты. Любить покойного легко и приятно. Куда сложнее, чем живого человека, особенно если он живёт с тобой рядом. Живого человека, который сморкается, храпит, страдает несварением желудка, смотрит футбол и, оказывается, не любит Бетховена.

Такого живого человека тоже можно любить, но это труд — ежедневный и упорный, и местами скучный. Книги о таком не напишут. Книги пишут о накале чувств, который неизбежно растворяется в будничной рутине. Для «настоящей любви» ничего хуже, семейная жизнь, просто не придумаешь. Поэтому даже светлые романы — такие, как Джейн Остин, к примеру, как правило, заканчиваются свадьбой.

У меня всегда было пристрастие к по-хорошему плохим концам. Конец «Одиночества в сети» меня не разочаровал, хотя был там момент, когда я начала бояться, что герои поженятся. Но нет, обошлось. Вот оно — мастерство писателя! Надо мне читать побольше по-настоящему хороших любовных романов. Тогда, возможно, и я смогу сочинить (не)пристойную историю. Пока что это — далеко не самая сильная сторона.

Если серьёзно, я уже замечаю при чтении признаки профессиональной деформации — каким бы дилетантом я ни была. Какие приёмы использовал автор, как он подобрал слова, как развернул сюжет. Какими местами наверняка был доволен, а какие ему вряд ли нравятся до сих пор. Так можно многому научиться, получая при этом колоссальное удовольствие от самой книги. Но это — тема для отдельного поста.

 

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*